В начале лета 2021 г. недалеко от д. Пустая Спас-Деменского района при производстве работ по добыче полезных ископаемых были найдены обломки самолёта времён Великой Отечественной войны.

На большой площади под землёй и на поверхности было обнаружено множество мелких деталей авиационного двигателя, лонжероны, обшивка фюзеляжа, части резиновых элементов топливных баков и др.

По абсолютной случайности  на площади разброса обломков были обнаружены кости, что сразу наводило на мысль об останках членов экипажа. Однако, в ходе проверочных мероприятий было установлено, что это кости животного.

Одна из деталей двигателя позволила определить, что в данном месте упал ночной бомбардировщик ИЛ-4, состоявший на вооружении военно-воздушных сил РККА. Такие противовесы ставились только на двигатели этого двухмоторного самолета.  

il 4

Бомбардировщик ИЛ-4 (фото из открытых источников)

На одной из деталей был обнаружен заводской номер 9112. В работах на месте падения самолета принял участие известный поисковик из соседнего города Кирова Ильюшечкин Александр Александрович.

Посредством связей с людьми, занимающихся историей прошедшей войны и владеющих базами заводских номеров  воздушной техники и прочей важной архивной информацией, было установлено, что ИЛ-4 с заводским номером 9112 в сентябре 1942 года поступил в 836-й дальний бомбардировочный полк 113-й авиационной дивизии дальнего действия.

Осенью 1942 года 113-я авиадивизия базировалась  западнее Рязани. Лётное поле находилось между деревнями Житово и Ногино.

2,3,4 ноября 1942 года 836-му авиаполку ставилась боевая задача: «действовать в интересах Калининского и Западного фронтов на линии боевого соприкосновения с противником на смоленском направлении». Однако, из-за плохих метеоусловий решением командующего был дан отбой. В эти дни авиаполк потери не нёс.

strelok il 4

Стрелок-радист ИЛ-4 перед выполнением боевого задания (Фото из открытых источников)

То обстоятельство, что в указанные три дня авиаполк не нёс потери, очень важно для определения состава экипажа обнаруженного у деревни Пустая самолета.

5 ноября 1942 года 836-й авиаполк  получил боевое задание: «уничтожить лётное поле и материальную часть самолётов противника на аэродроме Болбасово под Оршей». От Рязани до Болбасово около 600 км.

На выполнение задания вылетели  одиннадцать бомбардировщиков ИЛ-4.  Вылет самолетов авиаполка произведен с 16 ч. 54 мин. до 17 ч. 30 мин. На вылет авиаполку понадобилось 36 минут.

Самолеты шли на высоте 1600-2500 метров со скоростью 400 км/час и несли с собой до 2500 кг. бомбовой нагрузки на каждый самолёт.

 Возвращались бомбардировщики на аэродром базирования с 20 час. 20 мин. до 22 час. 58 мин. в течение 2 часов 38 минут, т.е. в четыре раза больший по продолжительности период времени.

Что-то случилось в небе, где бомбардировщики могли поджидать две основные опасности: огневое воздействие зенитной артиллерии противника и его истребители.

Если посмотреть на карту, города Рязань-Спас-Деменск-Орша(аэродром Болбасово) находятся на одной географической линии. Место обнаружения обломков также находится на этой линии. Само по себе данное обстоятельство не является решающим при определении даты гибели самолета и состава экипажа.

На полпути между Спас-Деменском и Болбасово в поселке Шаталово (ныне Починковского района Смоленской области) в то время располагался аэродром истребителей люфтваффе.

На найденных элементах обшивки фюзеляжа были обнаружены следы горения, сохранившиеся до нашего времени. Конечно, можно предполагать, что самолёт загорелся по причине технической неисправности.

Однако, на месте падения самолета было найдено вытяжное кольцо парашюта. А по некоторым частным данным, ранее в этом месте находили две парашютные укладки, шасси и один из двигателей. По моему личному мнению, обладатели парашютов не смогли покинуть падающий на вражескую территорию самолет. Фронт в это время стоял под Зайцевой Горой, в нескольких километрах от места падения ИЛ-4.

kolco parashuta

Вытяжное кольцо парашюта, найденное на месте обнаружения обломков в районе д. Пустая (фото из личного архива автора)

 В безвозвратных потерях 836-го авиаполка за 6 ноября 1943 года значится единственный экипаж ИЛ-4. Десятый самолет прилетел в 22 ч.58 минут 5 ноября. Видимо, на нашем аэродроме и после полуночи, уже 6-го, ждали, что вот-вот возвратится одиннадцатый ИЛ. Его экипаж: 

  • лётчик, старший сержант Тимофеев Василий Григорьевич
  • инструктор по радионавигации (штурман), воентехник 1 ранга Михайлов Сергей Леонидович
  • воздушный стрелок-радист старший сержант Хурин Федор Ильич

1.Тимофеев Василий Григорьевич, 15 февраля 1919 года рождения, уроженец г. Вольск Саратовской области. Кадровый военный. В 1941 году окончил военную авиационную школу пилотов в г. Энгельсе Саратовской области с оценкой «Хорошо». В учётно-послужной картотеке указан как Георгиевич, дата начала службы 8 мая 1940 года, воинское звание: старшина. Места службы: -1 резервная авиационная бригада Орловского военного округа, -836 авиаполк.(1)

foto Timofeev

    Тимофеев В.Г. (2)

По просьбе администрации нашего района на его домашний адрес  в г. Вольск, ул. Цементников, дом №196 выходила руководитель поискового отряда «Связь поколений» (г. Вольск) Прокофьева Елена Александровна.

В настоящее время родственники Михайлова по адресу не проживают, и о них нет никакой информации. Поисковиками было дано объявление в местную газету.

На одном из профильных сайтов имеется информация о пребывании некоего Тимофеева Василия, 8 февраля 1919 года рождения, уроженца г. Вольск в лагере военнопленных люфтваффе в   Линтцманнштадте, куда его доставили во второй половине ноября 1942 года. Отправлен в шталаг IV B Мюльберг после побега в 1944 году. Дата и место пленения, равно, как и дальнейшая судьба - неизвестны.(3)

Одной из причин моих частных предположений о том, что  экипаж погиб 05 ноября 1942 года, являются не только географические данные маршрута выполнения боевого задания, но и несоответствие звания летчика по документам. В списке потерь он учтён старшим сержантом.  Но, приказом № 0179 по 113-й авиадивизии от 6 ноября 1942 года Тимофееву В.Г. было присвоено воинское звание «старшина». Если бы он вылетал на боезадание 6-го числа, то и в списке потерь звание было бы указано в соответствии с приказом №0179. (4)

 О присвоении воинского звания «старшина» старший сержант Тимофеев уже не узнал.

2. Михайлов Сергей Леонидович, 1917 года рождения, уроженец села Полибино Великолукского района Калининской области. Кадровый военный. По данным карточки Московского РВК Ленинградского военного округа,  окончил 4 курса Ленинградского института инженеров Гражданского воздушного флота. Приказом НКО от 1939 г. №1071/з Михайлову С.Л. присвоено звание воентехник 1 ранга. Призван Московским РВК г. Ленинграда 05 октября 1941 года.

foto Mixailov

    Михайлов С.Л.(5)

В документах 1942 года указан адрес  Михайлова Леонида Петровича- отца штурмана в г. Челябинске. Видимо, семья военнослужащего РККА Михайлова С.Л. была эвакуирована перед оккупацией Великих Лук.

По просьбе администрации нашего района по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д.36, кв.59 выходил заместитель председателя регионального отделения «Поисковое движение России» в Челябинской области  Гуринович Евгений Юрьевич. Следов пребывания Михайловых в Челябинске не обнаружено, списки эвакуированных в компетентных органах г. Челябинска не сохранились.

В именном списке безвозвратных потерь (ЦАМО Фонд источника информации 20159 Опись источника информации 2 дело источника информации 2) указано, что Михайлов С.Л. не возвратился с боевого задания 05 ноября 1942 года. Эта дата подтверждает, что этот ИЛ-4 не вернулся после бомбардировки вражеского аэродрома Болбасово.

3. Хурин Фёдор Ильич,1920 года рождения, уроженец села Эзекеево Неверкинского района Пензенской области (ныне Николаевского района Ульяновской области). Кадровый военный.

О нём известно меньше остальных. В 1942 году его мать проживала на станции Байток Наманганской ветки Андижанской области Узбекской ССР.

В настоящее время племянница стрелка-радиста Горина (фамилия до замужества Хурина) Ирина Николаевна проживает в городе Кузнецк Пензенской области. О своём героическом дяде по объективным причинам она мало что знает.

d Pustaia raskopki

Найденные в районе д. Пустой части бронезащиты,  двигателя, обшивки, протектированной резиновой оболочки топливных баков ИЛ-4 (фото из личного архива автора)

Экипаж значится пропавшим без вести до настоящего времени. Это указано в документах учёта потерь  836-го авиаполка 1942 года.    

Иных сведений об экипаже в официальных документах, размещенных на интернет-сервисах Министерства обороны России, нет.

6 ноября 1942 года 836-й авиаполк вылетал на «уничтожение штабов и живой силы противника в районе Великие Луки». Это совсем другой маршрут, к северо-западу от Рязани.

Благодаря усилиям многих людей, причастных и непричастных к поисковому движению, возможно, исчезло ещё одно «белое пятно» в истории Великой Отечественной войны.

Общее руководство организацией работ и поиска осуществлялось Главой администрации района Бузановым Владимиром Анатольевичем. На место выезжали заместители Главы администрации Крисаненков Д.А. и Илларионов В. В.

Не остался безучастным к установлению полных биографических данных членов экипажа ИЛ-4 и поиску их родственников командир поискового отряда им. Дважды Героя Советского Союза Зайцева В.А. Сергей Доньшин  из города Коломны Московской области.

Обнаружение места падения самолета внесло совсем другой смысл в записи безвозвратных потерь 836-го авиаполка.

Тимофеев Василий Григорьевич, Михайлов Сергей Леонидович, Хурин Федор Ильич не пропали  без вести. Они не возвратились с боевого задания.

25.10.2021                                                                                                                                                            О. Залетаев;

Источники:

1) 4) Электронный ресурс URLhttp://www.pamyat-naroda.su/ (дата обращения 24.10.2021)

2)Электронный ресурс URLhttp://www.pamyat-naroda.ru/(дата обращения 24.10.2021)

3) Электронный ресурс URL http://www.sgvavia.ru/forum/ (дата обращения 24.10.2021)

5)Электронный ресурс URLhttp://www.pamyat-naroda.ru (дата обращения 24.10.2021)