ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ!


Рекомендуем вам по всем возникающим вопросам обращаться в письменной форме по электронной почте: aspdem@adm.kaluga.ru, либо направлять документы на почтовый адрес: 249610, Калужская область, г. Спас-Деменск, ул. Советская, д. 99.

Телефон для справок: 8-484-55-2-22-88



Горячая линия по вопросам частичной мобилизации работает в регионе. По номеру 122 операторы круглосуточно дают ответы на волнующие вопросы. Служба развернута во всех регионах страны и помогает россиянам в разрешении проблем. Также в Калужской области задать вопросы по частичной мобилизации можно по телефону 122 или 8 (915) 890 16 88

Мы призываем вас ориентироваться только на официальные источники и не доверять слухам.

Правительство Калужской области

Телефоны горячих линий волонтеров: федеральный - 8 800 2003411; региональный - 8 4842 200165



Уважаемые посетители сайта!

Официальный сайт Муниципального района «Спас-Деменский район» находится по адресу spasdemensk-r40.gosweb.gosuslugi.ru


 

Сколько бы ни минуло лет с тех страшных дней в жизни нашей страны, память о них навсегда останется в сердцах тех, кто пережил ужас войны, и у их потомков. Одной из таких людей, кто знает о войне не понаслышке, является Надежда Романовна Фоменкова (в девичестве Савинова).

- О тех днях и помнить страшно, и забыть нельзя, - говорит она. - Пережитое и сегодня ясно настолько, будто это было совсем недавно, а не 70 лет назад.

Родилась Надежда Романовна в 1929 году в д. Ново-Успенск Спас-Деменского района. Там она прожила всю жизнь. В семье было четверо детей. Один мальчишка умер еще до войны в младенчестве, еще один после войны подорвался на мине. До старости дожили только двое – она и брат Петр. Закончила один класс начальной школы в д. Лядцо, а брат – четыре класса. Затем в школу им ходить запретили, потому что отец и его брат были осуждены в 1937 году на десять лет по 58-й статье – из-за мельницы, которую сконструировали сами и мололи зерно для себя и односельчан. Отца так и не дождались, он не дожил до Победы всего пятнадцать дней, умер в конце апреля 1945 года в лагере. Всю войну копал окопы, выполнял тяжелые строительные работы. Впоследствии Романа Николаевича и его брата Андрея Николаевича посмертно реабилитировали как незаконно осужденных. Но случилось это спустя десятилетия, а тогда матери было очень нелегко поднимать троих детей.

Когда началась Великая Отечественная война, Надежде Романовне исполнилось двенадцать лет. Она была не по годам рослой, и фашисты, оккупировавшие наш район в октябре 1941 года, посылали ее вместе с матерью, братом и другими односельчанами на рытье окопов. На день давали задание выкопать пять метров в длину и высотой около полутора метров. Было очень тяжело, руки в мозолях неимоверно болели. Иногда приходил добрый немец, он указывал ей на печь, чтобы спряталась, и объяснял, что у него дома такая же дочь, ему жаль девочку.

Так продолжалось до марта 1943 года, потом всех жите- лей д. Ново-Успенск выгнали в д. Харламово, что находилась в тринадцати километрах. Там они пробыли около трех недель.

- Затем начался настоящий ад. Всех одной большой колонной под охраной солдат с автоматами и собаками погнали в Рославльский концлагерь. Кто шел пешком, кто ехал на лошадях, колонну постоянно бомбили с воздуха, обстреливали из пулеметов и автоматов. Были жуткая паника и страх. За время передвижения погибло много людей. Дорога и прилегающая к ней территория были заполнены убитыми и ранеными. Зрелище ужасное, - вспоминает моя собеседница. – Остановились в какой-то деревне в семи километрах от Рославля, где пробыли около двух месяцев, потом нас конвоировали в концлагерь. За колючей проволокой было много таких же беженцев, пленных советских солдат и офицеров, раненых, которые лежали под открытым небом. Ежедневно приходили грузовики, в которые грузили наших людей и везли кого на расстрел, а кого в Германию в рабство.

Семью Надежды Романовны тоже готовили к отправке в Германию, но им повезло – наши войска прорвали оборону и перешли в наступление. В результате удачно проведенной Смоленской операции в сентябре 1943 года Рославль и Смоленск были освобождены. Беженцы начали возвращаться домой. В деревне их ждало ужасающее зрелище: ни одного целого двора, даже бревнышка не осталось – одни пепелища. Деревню сравняли с землей. Начали копать землянки, в них жили первое время. Потом разбирали блиндажи и оборонительные сооружения, строили небольшие избенки. Несмотря на все тяготы, люди жили сплоченно, были рады возвращению домой и свято верили, что придет вы-страданная Победа и наш народ обязательно разобьет фашистов. Все старались помочь друг другу, жили как одна большая семья. Несмотря на тяжелый крестьянский труд (пахали не только на быках, но приходилось и на себе), в деревне было людно и весело. А когда пришла долгожданная Победа, давшаяся такой дорогой ценой, было такое вдохновение, такой энтузиазм, люди будто на крыльях летали.

Замуж Надежда Романовна вышла рано. Ее муж Иван Терентьевич Фоменков был сиротой. Их с братом Виктором воспитывала старшая сестра. Почти сразу после женитьбы его призвали на службу в Морфлот. По возвращении из армии они построили небольшой домик и начали в нем семейную жизнь. Иван Терентьевич был трудолюбивым и рукодельным под стать жене. Всю мебель в доме сделал своими руками. За первых одиннадцать лет супружества в семье родились шестеро детей. Их с детства приучали к труду и помощи друг другу. Супруги работали в колхозе, а после укрупнения колхозов трудились в совхозе «Максимовский» Надежда Романовна дояркой на Ново-Успенской ферме, муж – скотником-пастухом. К сожалению, Иван Терентьевич рано ушел из жизни, в возрасте 55 лет. С того времени опорой Надежды Романовны стали ее дети, а она для них – достойным примером трудолюбия, терпения, стойкости духа, любви к ближнему и своей Родине.

Сегодня в жизни Надежды Романовны все хорошо, лишь одно ее сильно тревожит как человека неравнодушного и жизнелюбивого – обстановка на Украине. Она с тревогой смотрит по телевизору новости.

- Жаль людей, попавших в беду. Не дай бог моим детям, внукам, правнукам, да и всем людям на земле пережить ужас войны! Пусть будет мир во всем мире! Вот это самое главное, - говорит женщина-мать, пережившая военное лихолетье.

Internet in village