В честь проходящего в России Года педагога и наставника мы предлагаем вспомнить о выдающихся учителях России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.  Национальная педагогика – опора страны. Поэтому совершенно необходимо знать и изучать достижения наиболее известных отечественных педагогов. Именно они представляют собой золотой генофонд России, способный решить главную задачу – воспитание людей, от которых будет зависеть будущее страны и всего человечества.

Первыми наставниками народа стали русские правители:                                                                                                                                                  Князь Ярослав Мудрый (1019–1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам наказал – "учите людей". Летопись 1028 года гласит, что в Новгороде "учились книгам" до 300 детей.                                                                                                                                            

                   Владимир Мономах (1053-1125) - киевский князь, автор «Поучения Владимира Мономаха детям» (1096), которое требует воспитания любви к Богу, советует не отлынивать от работы, учиться, вести деятельную жизнь, творить добро, почитать старших. Главный способ воспитания - подражание детей отцу.                                                                                                                                                        

  Княгиня Анна Всеволодовна (1060?-1110). Открыла в 1089 году при Андреевском монастыре в Киеве первую в Европе школу для девочек, в которой «собравше девицъ, обучала их писанію, такожъ ремесламъ, пенію и швенію».                    

Петр I (1689-1725). Контроль над образованием передал от церкви к государству. 1698 – открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. В 1721 г. издал указ о создании подобного рода школ в каждом полку. Все школы назывались русскими, т.к. преподавание велось на русском языке. 1701 – открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя –арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников. 1701 – открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве.

Директором школы стал приглашенный из Англии профессор А. Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы – смертная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий. 1703 – открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже. 1706 – открытие Новгородской архиерейской школы.1707 – открытие в Москве хирургической школы при военном госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение велось преимущественно на латыни. 1714 – указ Петра I об открытии цифирных школ.

Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях. 1716 – открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. 1721 – открытие школы для подготовки канцелярских служащих. Об этом нам расскажет «Энциклопедия  российской  монархии».- М., 2002             

 Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Об этом вы сможете прочесть в Большой Российской энциклопедии. - Т.   35.с.158                                                                                                      

По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович Макаренко стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования. "В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры". В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее  того, что личность не является таковой от рождения, это качество, как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. С педагогическим наследием этого автора можно познакомиться в восьмитомном издании: Макаренко А. С. Педагогические сочинения. А его знаменитая «Педагогическая поэма» и сейчас остаётся для многих любимым произведением.                                                                                                           

 Василий Александрович Сухомлинский   "В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка".    Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Подробнее с биографией выдающегося педагога можно познакомиться в книге Борисовского А. М. В. А. Сухомлинский.- М., 2000. Работы педагога можно изучить, опираясь на трёхтомник: Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения.- М., 2002                          

Константин Эдуардович Циолковский  (1857—1935). Представитель русского космизма. Автор космической философии. Ввёл понятие лучистого человечества. Предложил специальным образом увеличивать долю одарённых людей и гениев в каждом городе. В качестве учителя считал, что уроки должны развлекать, для этого применял опыты. Войдя в класс, говорил: «Желаю счастья вашему рассудку». Подробнее о педагогической деятельности основоположника космонавтики можно прочесть в книге: Циолковский К. Э. Черты из моей жизни.- Калуга, 2007                                                        

Станислав Теофилович Шацкий (1878 - 1934). Создал Первую опытную станцию (1919), учреждение, куда входили ясли и детсады, 14 начальных школ, средние, школа-колония («Бодрая жизнь»), клуб-читальня. Станция занимала целый район в Калужской области. Деятельность станции высоко оценили в мире. Главное и новое, что внес в педагогику Шацкий, - исследование влияния среды на развитие ребенка, использование факторов социальной среды в воспитании. Главное – «социальная наследственность», эстафета норм, традиций, ценностей. Подробности в издании:  Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. В двух томах.- М., 2008

Мы постарались рассказать вам о самых известных педагогах, но это далеко не полный перечень имён людей, заложивших основы отечественной педагогики. Прочесть о каждом из них можно в книгах из фонда районной библиотеки.

IMG 20230726 160401