Полгода назад стал пайщиком кредитного потребительского кооператива. Несколько месяцев все было замечательно: проценты по договору выплачивались вовремя, никаких нареканий к работе кооператива у меня не было. Но вот два месяца назад начались непонятные задержки в выплатах, специалисты перестали отвечать на звонки. Что можно сделать и куда пожаловаться, хочу вернуть свои деньги и причитающиеся мне проценты?

Отвечает заместитель управляющего Отделением Калуга Главного управления Центрального банка Российской Федерации по ЦФО ЛАРИСА ЗАХАРОВА.

Если вы считаете, что кредитный потребительский кооператив (КПК) ненадлежащим образом выполняет свои обязательства перед вами, вам, во-первых, следует обратиться в кредитный кооператив с требованием о расторжении договора передачи личных сбережений и возврате денежных средств. Все КПК должны следовать принципу добровольности вступления в кооператив и свободы выхода из него – сбережения должны быть возвращены бывшему пайщику не позднее трех месяцев со дня подачи заявления о выходе из КПК и возврате денежных средств. Если организация не отреагирует на ваше заявление, то следующим шагом будет обращение с жалобой на деятельность КПК в саморегулируемую организацию, членом которой он является. Сегодня на рынке работают десять подобных СРО. Реестр СРО кредитных кооперативов можно найти на сайте Банка России www.cbr.ru в разделе «Финансовые рынки». Там же, кстати, есть и полный реестр КПК. В случае невозврата денежных средств по требованию вы вправе взыскать их в судебном порядке. Если же офис КПК закрыт, и связь с сотрудниками кооператива невозможна, то следует обратиться в правоохранительные органы.

Хочу особо подчеркнуть, что государственной системы гарантирования сбережений пайщиков КПК, аналогичной системе страхования вкладов в банках, нет, поэтому, все риски вложения денег в КПК пайщик принимает на себя. Государство не гарантирует возврат средств пайщикам КПК и не отвечает по обязательствам кредитных потребительских кооперативов.