Риск-ориентированный "подход применяется в контрольно-надзорной деятельности и предполагает снижение количества государственных проверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом, он должен снизить административную нагрузку на добросовестные предприятия. Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти приступил к внедрению риск-ориентированного надзора.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор отнесен к видам государственного контроля (надзора), который осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к категории риска проводится расчетным путем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, в котором учитывается такие показатели как:

тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия:

показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности:

показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида деятельности;

Исходя из этого, планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет осуществляться с учетом оценки потенциального риска причинения вреда; здоровью хозяйствующими субъектами.

При планировании надзорной деятельности учитывается:

  • Степень «законопослушания», которая характеризуется соотношением количества нарушенных пунктов санитарного законодательства к количеству проведенных проверок;
  • Полнота и своевременность выполнения предписаний;
  • Доля нестандартных проб, полученных в ходе лабораторных исследований на объекте.

Приоритетному надзору в рамках одного класса опасности подлежат объекты с худшими показателями. Периодичность плановых проверок может быть снижена для объектов, где вероятность нарушения законодательства ниже.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, представляет информацию о присвоенных их деятельности и (или)используемым ими производственным объектам категории риска, а также сведения, использованные при отнесении к определенным категориям риска. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в орган государственного контроля (надзора) с заявлением об изменении присвоенной ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска. Форма заявления и перечень приложений установлены Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №806. Решение об удовлетворении заявления или об отказе в удовлетворении принимается государственным органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления.

 

ТО Управления Роспотребнадзора по Калужской области

в Кировском, Куйбышевском, Мосальском,

Барятинском, Спас-Деменском районах